Архангел Божий Михаил

Архангел Божий Михаил.

празднование 6/19 сентября и 8/21 ноября

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Ангел — значит вестник, посланник.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую, каждую иерархию составляют три чина: в высшую входят Серафимы, Херувимы, Престолы, в среднюю – Господства, Силы и Власти, в низшую – Начала, Архангелы и Ангелы.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — « кто, как Бог ») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. Обращаясь к остальным Ангельским Силам, он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» Ради такого дерзновения, как верный служитель Божий, святой Архистратиг Михаил поставлен Богом вождем и чиноначальником над всеми чинами святых Ангелов. Посему и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечем в руке, имея под ногами дракона, т. е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, безпримерной духовной силой. У пророка Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа иудейского (Дан. 10,13,21; 12,1). В откровении святого Иоанна Богослова, Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: "и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною... и ангелы его низвержены с ним" (откр. 12,79); тогда в злобе он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Откр. 12,13-17); но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенной победой Агнца (гл.19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей во главе со святым Архангелом Михаилом.

По церковному преданию Архангел Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась сила Господня, уничтожившая египтян, преследовавших народ Божий. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. V, 13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. XIX, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохава Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. III, 92-95). По воле Божией Архистратиг Михаил перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному во рву со львами. Он запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для поклонения как Богу (Иуд. I, 9).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством сего Архистратига. Ему посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве -сразу по принятии христианства - был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или предела, посвященного Архангелу Михаилу.